Общественно-государственное объединение, Всероссийское физкультурно-спортивное общество Санкт-Петербургская и Ленинградская областная организация

Сила в движении

основано в 1924 году

Истории


Чернигин Александр Николаевич

1927 г.- 2016 г. 

Родился 7 сентября 1937 года в Ленинграде, блокадник — заслуженный тренер СССР, мастер спорта СССР, а еще:

  • Заслуженный работник физической культуры РФ;

  • Судья международной категории экстра—класса;

  • Член Петровской академии наук и искусств;

И это далеко не все, но лучше по порядку...

Александр Николаевич тренировался у известного ленинградского самбиста Ивана Васильева. Коренной динамовец. Спортивное прозвище «Колобок», полученное за очень скромные внешние данные: очень маленький, выступал в весовой категория — 64 килограмма. Однако это обстоятельство не помешало ему стать мастером спорта СССР и выиграть — без преувеличения! — целую, с позволения сказать, гору медалей различного достоинства.

Как—то у Александра Николаевича спросили: «Приходилось ли вам применять самбо против хулиганов и дебоширов?»

— Да, бывало. Я маленького роста, ношу очки — внешность иногда провоцировала некоторых граждан. И пьяные в транспорте приставали, и хулиганы с ножами попадались. Самбо ведь чем хорошо? Его можно дозировать. Против кого—то достаточно применить неопасный прием — чтобы он понял, с кем имеет дело, а когда надо, то можно и посерьезнее приемы использовать.

Это к вопросу о внешних данных спортсмена, к которым при случае, как мы видим, обстоятельства абсолютно слепы. Но вернемся к жизнеописанию Чернигина.

Боролся Николай Александрович на ковре исключительно и только в атакующем стиле. Хотя, профессиональный самбист по большому счету (в атакующем стиле он борется или в защитном — не столь важно) зачастую сравнивает свой вид спорта с шахматами, где нужно выстраивать комбинации и постоянно предаваться мыслительному процессу.

— Самое сложное в борьбе — проводить броски и одновременно думать, — рассказывает Чернигин о самом себе. — Я был маленький, кругленький, маневренный и думающий...

Следует отметить, что этому маленькому и кругленькому — как он сам себя шутливо называет — спортсмену ничто не мешало раньше, не мешает и сейчас сохранять спортивные навыки и быть одним из лучших профессиональных демонстраторов приемов самбо.

— Я демонстрирую приемы с 1954 года. За это время провел тысячу триста выступлений в городах СССР, Испании, Франции и Монголии. Выступал даже перед королем Иордании! За пять с половиной минут успеваю показать шестьдесят приемов спортивного и боевого самбо в быстром темпе, иногда — экспромтом. Лет двадцать назад показательные выступления проходили на стадионе имени «Кирова» в перерывах матчей «Зенита». Собралось сорок—пятьдесят тысяч зрителей! Принимали на ура! Зрители были самые разные: военные, студенты, заводчане, пограничники. Подиумы тоже: боролись на сценах дворцов культуры, в парке на травке. Работа на земле, конечно, оттачивала технику, но бывало, демонстраторы так увлекались бросками, что «потенциального противника» (из числа зрителей) приходилось уносить домой на руках.

Одно из выступлений Александра Николаевича с Чемпионата мира по самбо 2003 г., некогда выложенное на Ютубе, до сих пор бьет рекорды посещаемости. А пользователи социальной сети Фейсбук из разных стран мира, посмотревшие этот ролик, не скупятся на положительные эпитеты и постоянно репостят его с целью удивить своих подписчиков необычайными способностями немолодого внешне, но юного в душе, маленького, кругленького русского самбиста. Сам же Чернигин вспоминает то, свое, выступление с не меньшими эмоциями:

— Я всегда демонстрировал приемы под музыку. Убежден, что в хорошем исполнении техника самбо напоминает элементы танца. В 2003 года на чемпионате мира в Санкт—Петербурге выступал под мелодию «Пасадобль». Все, особенно иностранцы, смотрели с восхищением. В конце выступления на ковер вышла красивая женщина с букетом цветов, зазвучало танго, и мы... стали танцевать»! Она — в блузке, юбке и туфлях на каблуках, а я — в самбистской форме.

С 1956 года Николай Александрович на тренерской работе. За это время он подготовил:

  • 2 ЗМС СССР;

  • 1 ЗМС РФ;

  • 6 МСМК;

  • 125 МС СССР;

  • 6 МС РФ.

Перечислим фамилии наиболее именитых учеников этого прославленного мастера:

  • Владимир Паньшин;

  • Виктор Чингин;

  • Михаил Кокорин;

  • Владимир Соловьев.

Особое место в списке учеников Чернигина занимает Герой России Алексей Махотин — бывший заместитель командира отряда спецназа УФСИН «Тайфун».

Нелегкая, но и интересная судьба у человека, не правда ли? А ведь все могло сложиться иначе, не подвернись под руку Николаю Александровичу простой соседский парень...

— О самбо мне рассказал соседский парень, он же сагитировал записаться в спортивную секцию Ленинградского университета. На тренировки ездили на троллейбусе — «зайцами» на «колбасе». Однажды меня с нее снял милиционер, ухватил за шкирку — так и повел в отделение. Я решил убежать. Незаметно расстегнул пуговицы пиджака, и, выбросив руки назад рванул вперед. Он за мной гнаться не стал, пиджак повесил в телефонной будке на крючок и ушел. Я издалека все это видел, но так и не решился забрать пиджак, подумал, что милиционер где—то рядом караулит.

Получается, что именно благодаря провидению Николай Александрович выбрал правильную дорогу?

— Можно и так сказать, — отвечает Чернигин на подобные вопросы. – Учился—то я плохо, несколько раз оставался в школе на второй год. Трудно давались точные науки, зато очень любил литературу, историю, учителя даже давали мне проводить занятия с одноклассниками. Семь классов я закончил в семнадцать лет.

А дальше все пошло само собой — в университетской секции Чернигин прозанимался недолго, вскоре перешел в секцию Дворца пионеров, где проводил тренировки знаменитый питерский борец Иван Васильевич Васильев. Когда Николай Александрович закончил среднюю школу, он серьезно поговорил с ним:

— Что собираешься делать дальше.

— Хочу пойти работать на какой—нибудь завод.

— Дурак, на завод ты всегда успеешь. Поступай-ка лучше пока не поздно в школу тренеров.

Чернигин последовал совету тренера и начал учиться в Школе тренеров при Институте имени Лесгафта. После нее, как говорилось ранее, воспитал целую когорту профессиональных спортсменов, не считая остальных учеников, из которых выковались борцы и бойцы по жизни, понимающие, что такое достоинство и честь. Хотя, среди всех, кого он воспитал, изначально не было ни одного сверходаренного парня.

— Кстати, — говорит Николай Александрович, — природные данные не столь важны — среди своих воспитанников не помню кого-нибудь с феноменальными данными. Все приобретается на тренировках. В современном спорте ничего не добьешься, если не будешь работать головой. Поединок самбистов длится всего пять минут, и за этот короткий промежуток времени надо принять множество важнейших решений — оценить соперника, выбрать нужную стойку, понять, какой захват применить.

Многие петербуржцы знают, что у здания спортшколы на Каменноостровском проспекте (КШВСМ — Комплексная школа высшего спортивного мастерства) стоят памятники многократным олимпийским чемпионам: Александру Карелину, Анатолию Рощину и Николаю Соловьеву.

Как думаете, ревнует Николай Александрович, имеющий в наградном арсенале, пожалуй, больше спортивных поощрений, чем упомянутые спортсмены, или относится ко всему этому с философской точки зрения?

— Я к этому отношусь абсолютно спокойно — памятники установили в честь достойных людей, великих борцов. А что касается славы, почестей, то для меня все это не так важно. Важнее, что сотням моих учеников, и не только тем, кто служил и служит в армии, милиции, органах, а и тем, у кого мирные профессии, самбо помогло в жизни.