Григорий Васильевич Юркин
Встреча с Григорием Васильевичем Юркиным
Торжественное мероприятие в Петропавлоской крепости в честь Дня Рождения Юркина Григория Васильевича.
Григорий Васильевич Юркин - динамовец, фронтовик, писатель
Материалы из книг автора и личные воспоминания любезно предоставлены Григорием Васильевичем во время встречи и бесед у него дома 12 января 2016 года что само по себе памятно для нас, так как именно 12 января 1943 года два советских фронта, в ожесточенных боях, перешли в наступление с целью прорыва блокады Ленинграда. Операция "Искра" увенчалась успехом и 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а 27 января 1944 года была полностью снята.
Зима 1942 года была самой страшной
Григорий Юркин
Декабрь 1942 года... Командир противохимического батальона Григорий Васильевич Юркин получает предписание от вышестоящего руководства срочно прибыть на фронт. Объявляется боевая тревога!..
Каждому бойцу выдается полный боекомплект — два подсумка с патронами и две гранаты. Григорий Васильевич помнит, как глухой ночью расположился в землянках и стал ждать приказа о выступлении:
— Парторг пришел в землянку и сказал: “Наступил самый страшный момент в нашей жизни, мы будем защищать город Ленина и если умрем, то только коммунистами!
Сказав это, он выдал всем бойцам анкеты для вступления в партию — Юркин такую тоже получил.
В качестве небольшого отступления следует отметить тот факт, что семья Григория Васильевича была полностью репрессирована, самого же будущего комбата исключили из школы. Данное обстоятельство поставило его перед довольно сложным выбором:
— Я думал, имею ли я право по своему социальному происхождению вступить в партию? В то же время, как командир, я должен был подать пример подчиненным. И я все-таки заполнил анкету, пропустив строку «социальное происхождение».
Приказа о наступлении батальон ждал очень долго, но он так и не поступил. Парторг передал все заявления в партийное бюро — в декабре 1942 года Григорий Васильевич (сын «врага народа») стал членом коммунистической партии.
— Я родился в 1916 году. До войны наше семейство проживало в деревне Леонтьевская Вологодской губернии. Мой отец умер в 1929 году — прямо перед коллективизацией. К счастью, он не увидел всего того, что случилось с нашей семьей. По разнарядке сверху в нашей деревне из 17 дворов нужно было раскулачить пять хозяйств. Нашей семье было предъявлено обвинение в извлечении нетрудовых доходов, которые заключались в том, что у нас в доме проживал помощник лесничего со всей своей семьей. Более того, власти в приказном порядке предложили нам сдать двести пудов зерна, а мы даже половины не собирали. Но кому это было интересно в то время?
Естественно, указанное предписание семьей Юркиных не было выполнено. А отправляли в лагеря тогда даже за так называемые «колоски»... Невыполнение посчитали провокацией — так появилось решение о конфискации имеющегося в семейном запасе зерна, а кроме него еще и имущества: забрали буквально все, вплоть до столовых ложек.
— Когда это все увозили, мой брат сказал прочитанные где-то слова: “Ладно, забирайте, будет и на нашей улице праздник”.
Эти слова признали контрреволюционными — они стоили брату Григория Васильевича долгих пяти лет каторжных работ на строительстве Беломоро-балтийского канала. Сестру и жену брата забрали на принудительные работы, в просторечии — на валку леса.
— Я остался один с больной матерью. Сперва нанялся пастухом. Меня по очереди кормили соседи.
Не выдержав всего этого и уговорив мать, Григорий Васильевич, сбежал в Ленинград к родственнику...
В самом конце Великой Отечественной Войны лейтенант Юркин был назначен на должность начальника физической подготовки родного полка, через несколько лет, уже будучи капитаном, Григорий Васильевич закончил физкультурный техникум, а потом и школу тренеров при Институте физкультуры имени П.Ф. Лесгафта.
За два года до первого полета человека в космос — в 1959 г. — помощник начальника штаба полка, мастер спорта по пулевой стрельбе Юркин уволился из рядов вооруженных сил по выслуге лет. Сменив военный китель на спортивную форму, он практически сразу устроился в спортобщество «Динамо» тренером по стрелковому спорту.
— Большая часть моей жизни связана с «Динамо». Во время блокады на стадионе проходил футбольный матч — в самом матче я участия не принимал, однако участвовал в его организации. Уже после войны работая тренером, я серьезно увлекся фотографией. Снимал все важные события, связанные с моим любимым клубом «Динамо», — с нескрываемым блеском в глазах говорит капитан запаса, заслуженный динамовец Григорий Васильевич Юркин.
Книги
Книга Григория Юркина "Судьба человека XX века"
Книга Григория Юркина "ПОЛК особого назначения"
Книга посвящана 70-летию Победы.